Skip to main content

Как мы с Алесей Лазурный берег исследовали: город художников и романтики Сен-Поль-де-Ванс

Несмотря на то, что во Францию мы ездили давно, а сейчас я старательно графоманствую про Канары, но захотелось немного разбавить африканские пейзажи  любимыми и куда более знакомыми берегами.
Пока  в наших широтах середина ноября, летнее солнце французского юга - самое то, чтобы взбодриться в ожидании зимы.

Сегодня рассказ про Сен-Поль-де-Ванс - любимое место для жизни  людей, известных в мире настолько, что можно быть уверенными: они во всякой фигне жить бы не стали.



Сен-Поль-де-Ванс - одна из основных туристических аттракций Лазурного берега, поэтому мы ожидали, что там яблоку негде будет упасть, и духа никакого особенного на нашу долю не останется. Тем не менее, всё оказалось не так плохо, мы даже вполне успешно "затерялись в средневековых улочках" и прочувствовали  тот самый французский провинциальный флёр, без которого женщина северных широт не может ощутить себя по-настоящему счастливой )))
Все эти милейшие мелочи как будто только сейчас из Средневековья - таблички улиц из булыжников, питьевые фонтаны в римском стиле, художественная брусчатка, скрипач на площади - незамедлительно дают нам понять, что приехали мы не зря.









Местные камни помнят многое: Сен-Поль-де-Ванс - один из старейших городов Лазурного берега, появился во времена упадка Римской Империи, когда дряхлая метрополия уже не могла достойно защищать свои  границы от набегов сарацин.

 К VII веку н.э. жители прибрежных поселений не выдержали такой жизни и переселились вглубь, в горы. Там было гораздо удобнее строить укрепленные со всех сторон городки Village perche (Каменные гнезда). Я уже писала  о самом известном "гнезде"- Эз Виляж, мы там внезапно попали на средневековый праздник и тоже остались в восторге.

Поселение Святого Павла  строили неторопливо, как и все в Средние века, вокруг старой церкви Святого Мишеля дю Пюи и замка.  Не буду вдаваться в исторические подробности, ибо кому они интересны в наше просвещенное время, но в XIII веке Сен-Поль стал пограничным рубежом между Провансом и Савойей, а в XVI веке этот городок занимал еще более видное стратегическое место на карте Европы - за него дрались Франциск I и Карл V (если кто-то еще помнит, кто все эти люди). Так что он конкретно оброс фортификациями, которые потом конечно же пришли в упадок.
Однако  и сейчас  кругом  множество стильных крепостных стен.



И лестницы, лестницы, бесконечные лестницы, на каждой из которой надо присесть и сфотографироваться на сложных щах  с задумчивым видом, иначе к чему были все эти сложности с добиранием :)



На самом деле, добраться на общественном транспорте несложно, но немного долго. Из Ниццы туда ходит автобус № 400 Nice -Vence (билетики за 1 евро из тех, что по городу действуют - наше всё, обожаю Лазурный берег за этот автобусный коммунизм ). Раньше его конечная остановка в Ницце была в центре (Albert 1er / Verdun),  также можно было подсесть где-нибудь на Английском Променаде, что мы и сделали. Но теперь, судя по расписанию на сайте, он ходит только от Парка Феникс (Parc Phoenix) возле аэропорта.

Время в пути - около часа из-за бесконечных заездов в городки и остановок у каждого столба (ну и пробки - явление привычное). Этим же автобусом можно добраться в Сен-Лоран-дю-Вар и Кань-Сюр-Мер.

Так как 400-й автобус едет до Ванса, наша остановка - минут за 10 до конечной - St Paul Village.
Кстати, в Вансе тоже советую побывать - там находится Капелла Четок, расписанная Анри Матиссом, и последняя мозаика Шагала «Моисей в камышах», но таких панорам там нет. Большинство совмещает эти городки в один день, но мы не успели.
Немного терпения, и вуаля - вы в предгорьях Приморских Альп.



Виды с крепостных стен на местные дачи





Я не ожидала многого от Сен-Поль-де-Ванса, но он оказался очаровательным - в каждом тупичке натыкаешься... нет, не на иммигрантов (за этим в Марсель), а на какую-нибудь архитектурную прелесть. Франция есть Франция.



Но все-таки, подобных  аутентичных городков на Лазурном берегу хватает, а сюда ездят ежедневно толпы туристов. А все потому, что в XX веке тут во множестве обитали художники из Парижа. А некоторые не только обитали, но и остались навсегда.
Одной из целей нашего приезда было - положить камешек на могилу нашего земляка Шагала.

Кладбище в Сен-Поль-де-Вансе совсем небольшое, всего три ряда.





Могила художника - сразу у входа, справа.
Кладбище католическое. Хотя Шагал должен был быть с почетом похоронен на еврейском кладбище Ниццы, даже главный раввин просил об этом, но его жена  Вава Бродская/Шагал решила именно так, еще и для себя место застолбила в той же могиле, и даже зачем-то для своего брата. Так и лежат теперь втроем.

Хотя главной музой Шагала была первая жена Белла Розенфельд, с ней он парил над Витебском (и даже, говорят, во "Влюбленных над Сен-Полем" ее изобразил, хоть она давно уже как умерла), но сам упокоился навсегда с другой.

Жалко, я только позже прочитала, что от города отходит живописная тропа, по ней Шагал прогуливался 20 лет подряд чуть не каждый день от своей виллы до городка и написал прямо там кучу прекрасных картин с видами Сен-Поль-де-Ванса.
Сен-Поль иногда даже называют "последний Витебск Марка Шагала".



Однако же, какой лирический городок. 

Дальше идем с Алесей искать дом поэта Жака Превера - мне о нем известно только то, что это автор  песни "Опавшие листья" (Les feuilles mortes), но этого вполне достаточно для меня.

Дом находится чуть в стороне от центра (это значит в нескольких минутах ходьбы, учитывая размеры Сен-Поля :), на Rue de l'Allée. Навигатор с трудом, но справляется с поисками.

Этот Дом Крошка (La miette), как и сама улочка, просто-таки шарман (ничего что я с вами по-французски?), вот уж воистину не день, а  сплошное эстетическое наслаждение.



Так странно и уютно все переплелось в этом городке, в котором остановилось время.
Ив Монтан (исполнитель той самой песни) и Симона Синьоре познакомились именно в Сен-Поль-де-Вансе, и здесь они потом поженились (романтика зашкаливает, да). Похоронили их тоже вместе, правда уже не здесь, а на кладбище  Пер-Лашез в Париже, которое мы навестили одним промозглым январём.
Поэтому пусть здесь полежит эта песня для ностальгирующих граждан, как я. В ноябре особенно хорошо заходит.


Как выяснилось, Сен-Поль - прямо зеленый рай для любителей фотосессий, хоть и моря почти ниоткуда не видно, да и бог с ним, мы уже насмотрелись за 2 недели.







Виноград, свисающий со стен, так хочется попробовать, что просто не удержаться :)





Теперь вы убедились, что этот париж однозначно стоит мессы? Докину еще вам золотых имен,  чтоб уж контрольный в голову (привожу только тех, кого знаю сама, а я тот еще искусствовед, на самом деле их концентрация намного больше):
из художников - Матисс, Миро, Модильяни, Синьяк, Боннар, Пикассо, Сутин, Утрилло;
из писателей - Андре Жид,  Жан Кокто (он же и художник), Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар;
из кинематографистов и звезд мирового кино - Роми Шнадер, Роджер Мур, Тони Кёртис, Грета Гарбо, Софи Лорен, Бриджит Бардо, Катрин Денёв.

За кинематографистов можно быть спокойными - они во все времена люди зажиточные, а вот художники, как водится, приезжали из этих ваших Парижей без гроша в кармане, останавливались в отеле «Le Robinson»  (теперь La Colombe D’Or - «Золотая голубка») и расплачивались за проживание своими работами. Теперь эти картины украшают стены отеля и, говорят, их так много, что экспозиция периодически меняется. Да, нюх у отеля на инвестиции знатный.
Интересно, там по-прежнему берут плату красивым искусством, ммм? А то у меня тут есть одно юное дарование со стопкой шедевров, вот было бы приятно их обменять на месяцок-другой жизни в Сен-Поле )))



Кстати, тут есть замечательный для любителей всякого-разного искусства Фонд Майо, или Маг (La Fondation Maeght), один из самых знаменитых малых музеев мира с целым лабиринтом скульптур Жоана Миро, например. Но у нас с художественными музеями редко складывается - то времени нет, то денег жалко, видимо еще надо дорасти :)
Поэтому продолжаем просто шататься по всяким красивым закоулкам Сен-Поль-де-Ванса.







Современный Сен-Поль активно эксплуатирует имидж города эстетов и чуть более чем полностью состоит из художественных галерей и арт-магазинчиков, с апломбом продающих туристам картины, керамику, скульптуры и прочую нетленку. Галерей здесь уж точно больше, чем продуктовых магазинов :) Ресторанов хватает, и они тоже все "артистические"





Во время нашего приезда в Сен-Поль-де-Ванс проходила международная выставка биеналле по теме  Медиа-терра (Средиземноморье) - вся деревушка была заставлена и завешана произведениями современного искусства. В Коллегиальной церкви вместо служб демонстрировали вот такое



Следующая картина меня так впечатлила своим множеством планов и смыслов, что я обрыскала все инторнеты в поисках информации о ней. Это было нелегко, скажу я вам. Пока не начала гуглить название (которого я не запомнила и пыталась угадать) на французском, дело не шло.
Итак, это Dejeuner sur le radeau (Sveta Marlier) - Завтрак на плоту. Стоит 13750$.



Трактовка - с сайта, где продается картина.
Плот и море - жизнь, по которой мы движемся. Люди, как и в реальной жизни, - каждый со своими ценностями и различиями на одном плоту.
Поднимаются глобальные проблемы современного мира: постоянные войны и миграции, загрязнение морей и океанов (вытекающая бочка с нефтью, вываливающийся пластик), вымирание животных.
"Мир потребления" представлен четырьмя фигурами на переднем плане, активно потребляющими всякое. Корзинка  с фруктами Мане заменена на неприглядный мешок с пластиком.
"Ноев ковчег" на противоположных сторонах плота - люди с собакой и кошкой.
Также раскрываются проблемы отдельных людей - одинокий мальчик, на которого никто не смотрит; женщина, явно разочарованная в религии, да и священник что-то не выглядит уверенным.
Общая картина весьма безрадостная, но есть и положительные моменты: подросток на переднем плане протягивает руку тонущим.
Еще пишут, что - вишенка на торте - на горизонте с правого края картины видна подводная лодка, как символ надежды, но я видимо чуть обрезала картину, и у меня надежды нет (почему я не удивлена?).
Присутствуют явные отсылки к знаменитым произведениям:
"Пьета" Микеланджело
"Завтрак на траве" Мане
"Плот "Медузы" Жерико
"Волна" Хокусай (а у меня лично ассоциация с "Девятым валом")

Вот такая интересная картина. Наверное, можно и еще глубже копнуть при хорошем арт-бэкграунде.

А это уже более подобающая церкви инсталляция - чьи-то святые косточки, однако взгляните на передний план :)) Срамота какая-то, да и только.



Еще contemporary art на крепостной стене, правда, это  не только на время биеналле, а на постоянной основе изваяли.
Конь подкован в искусстве по самое не хочу, не то что мы ))



Современный золотой телец



В Сен-Поль-де-Вансе было настолько романтично, что моя душа дрогнула, и я заставила ребенка  себя сфотографировать.
Замрите! Улыбочку! Снято!



Ах эти окошки - в них вся Франция  :)





Кажется, сегодня фоток оказалось слишком много, но так как у меня периодически мрут веники, лучше буду увековечивать про запас.

Сен-Поль-де-Ванс я особо рекомендую к посещению. Не знаю, повезет ли вам с уединением, настроением и светом (который для фотографа - главное), как нам, но если повезет, то вы постигнете настоящее значение слова charmant. Ну и красненького прихватите - оно еще никому никогда не помешало в путешествии, мушкетеры не дадут соврать :)


Другие мои заметки о Южной Франции:



Как мы с Алесей Лазурный
 берег исследовали: 
Каменное гнездоEze Village
Променад под боком у
олигархов, или Один летний вечер
 на мысе Кап-Ферра















Небольшой трактат
о кулинарных традициях
Юго-Западной Франции
Небольшой трактат
о кулинарных традициях
Юго-Западной Франции.  Часть II
10 фактов из жизни
 Южной Франции



Comments

Popular posts from this blog

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 1: На высоте

В январе, когда все  уважающие себя тунеядцы едут зимовать в Ниццу (хотя wait, какая Ницца, тут вам не 1917-ый), мы отправились ознакомиться с французским Крайним Севером  - в Нормандию. Ла-Манш и летом не отличается особо горячим приемом - температура воды  обычно 16-17 градусов, а уж зимой откровенно бодрит и освежает. Но открывающиеся виды стоят любого замерзшего носа.

Байки из склепа, или Как мы гуляли по кладбищу Пер-Лашез в Париже

В сегодняшней главе помимо обычной лирики можно будет узнать немного полезностей "для чайника":  о наших поисках утраченного  пивного крафта в Париже, а также почему  сто верст для бешеной собаки не крюк (опыт  из разряда "дети, не повторяйте это дома" по маршруту аэропорт Бове-Париж-аэропорт Бове на общественном транспорте). Но все это позже, а сначала попотчуемся духовной  пищей. Чем бы вот вы, например, занялись зимой в Париже в холодный ветреный день?  Гусары, молчать Мы вот  пошли гулять на кладбище Пер-Лашез - последнее пристанище с самой большой плотностью известных личностей на кубический метр во Франции да и в мире - там ведь не только французы лежат, но и иностранцы, которым посчастливилось отойти в мир иной в Париже. Вообще, так много интуристов навсегда остались в гостеприимной французской столице (не только на Пер-Лашез, но и на кладбищах Монпарнас и Монмартр, например), что поговорка про "увидеть Париж и умереть" приобретает

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 2: Закат в Этрета

Я продолжаю обозревать наши приключения на берегах Ла-Манша. А для тех, кто любит, чтобы во всем был парадак - Начало нашего однодневного блицкрига из Парижа в Верхнюю Нормандию . Там же можно выяснить логистические подробности вояжа в Этрета: как добраться, как убраться, пароли, явки - вот это всё. Наверное, самый главный цимес этого городка, затесавшегося в долине среди 80-метровых скал, в том, что прошвырнуться по следам древних таможенников и наснимать красивых панорамных видов может всякий, это круглосуточная аттракция, а вот "пляжный отдых" (если можно так назвать прогулку вдоль северного пролива, хехе), доступен только во время отлива - с приливом пляжи и переходы между ними ныряют под воду, и горе тем, кто не успеет вернуться до боя часов ))) Ну а пока дно морское оголилось и являет миру почти марсианскую поверхность.