Skip to main content

По дороге через Зону отчуждения - Полесское

Не помню уже сколько лет мы мечтали побывать в Чернобыле, но все пока не судьба. Зато каждый год по весне ездим в Украину через Зону, первый раз был аж в 2007 году.
Заброшенный город Полicьке (Полесское) неискушенного зрителя впечатляет, хотя по меркам чернобыльских экскурсий он "неинтересный", да и мы никогда внутрь домов, или хотя бы вглубь улиц заходить не пробовали - все снято просто с дороги.

Было бы круто там прогуляться с дозиметром, но конечно, официально останавливаться  в Зоне жэстачайшэ запрещено. Хотя каждый год я ненадолго выбегаю из машины с фотиком и отважно делаю  шагов тридцать вправо-влево по периметру )))



Как принято говорить, природа наступает, деревья все гуще и выше, и когда появляются листья, с дороги становится сложно что-либо рассмотреть. Но в апреле еще виднеются урбанистические следы - это уже руины городской застройки посреди леса ,а не наоборот.
На всех деревьях также видны следы низовых пожаров.






Как я недавно узнала,  Полесское, в отличие от Чернобыля и Припяти, отселили только в середине 90-х годов прошлого века (практически через 10 лет после катастрофы). Город находился  довольно далеко от Чернобыля, не входил в первоначальную 30-километровую Зону отчуждения, и туда после аварии даже эвакуировали припятские административные органы, часть  жителей, там стоял военный полк, помогавший с ликвидацией последствий. Когда на территорию  вошли дозиметристы, стало ясно, что зона сильного загрязнения гораздо шире 30 км, они обнаружили Западный и Северный радиоактивные следы. Теперь Зона отчуждения составляет 70 км в западную сторону. Однако Полесское эвакуировать не торопились, советские власти даже вроде бы запрещали поначалу официальную эвакуацию, пытались устроить там образцово-показательную жизнь вблизи Чернобыля.

Но в 1993 году, после развала СССР, город все же покинули - он был слишком загрязнен цезием. Осталось несколько самоселов и работающая пожарная станция.
С тех пор так и стоит, зарастает.





Визуально кажется, что за прошедшие с нашего знакомства 11 лет Полесское совсем ушло в лес и развалилось, но сравнивая с тем моим первым постом "про Зону"  от 2007г., понимаешь, что глобально ничего не изменилось (срок-то небольшой по природным меркам) - разве что деревья стали повыше, появилось много молодняка, да с балконов посрезали еще остававшийся металл. А многие балконы вообще поотваливались, что кагбэ намекает, что и внутри все может рухнуть в любой момент, так что лазить там не особенно безопасно.





Еще интересных фактов о Полесском: населенный пункт в этом  месте известен еще с начала XV века, тогда он назывался Хабне, впервые упоминался в летописи  в 1415г.



Это родина соратника Сталина и одного из главных союзных упырей   Л.Кагановича - он родился в селе рядом, поэтому какое-то время (с 1934 по 1957гг) Хабне носило имя Кагановичи Первые.
По данным из Википедии, здесь в годы 2-ой мировой войны проводились массовые убийства евреев.
Город (хотя официально пгт)  к своему закату был не такой чтоб уж маленький,   на момент аварии здесь жило 11,3 тыс. человек, прямо целый советский райцентр  до 1993г.



Некоторые окна заложены досками - пишут, что от мародеров, но проходов и пролазов в любом случае хватает.



Что тут интересно за вывеска была? Остановка транспорта? Что за забор из нее растет?



Проехав чуть дальше, наблюдаем весенний разлив  реки Уж, притока Припяти.
Кстати, прочитала , что жители Полесского называли часть своего поселка, расположенную на левом берегу реки, - Замостье, или Заречье (местный Ужупис, да).



Еще один маршрут в голове, который ужасно  хочу осуществить: Пинск-Туров, беларуское Полесье во время разливов Припяти.
Ну а пока любуемся Ужом. Полесские краявиды приводят меня в священный трепет :)





Середина апреля - хорошее время для визита в подобные места - листьев еще нет, реки разлились. Природа во всей своей мощи.
"Людзі на балоце", "Палескія рабінзоны" - вот это вот все.







Еще много лет назад обратила внимание на автобусную остановку с надписью "Мы еще вернемся!". За  годы надпись не стерлась.
Это наверное  нелегальные туристы-сталкеры написали, хотя от бывших жителей было бы романтичней.
 В любом случае, она тут очень к месту и наводит на философский лад.



В прошлом году пытались уже и Алесе рассказывать историю о последствиях мирного атома, водили даже в музей Чернобыля в Киеве, но ей пока трудно осмыслить, какие грандиозные масштабы беды может принести радиация, которой не видно и не  слышно.



В интернетах есть куда более интересные и полные отчеты о Полесском - с серьезными заходами вглубь лесных улиц, с фото школы, общежитий, дома культуры, гастронома, детского сада, внутри зданий, но в целом это место считается мало посещаемым, поэтому добавляю и свои фото в его хронику - а вдруг лет через 30-50 тут вообще ничего не останется?

Другие публикации о заброшках:

Почувствуй себя сталкером: заброшенный город Орбита и недостроенная Чигиринская АЭС














Еще мои заметки про Украину:

Дети в подземелье, или История о том, как мы лазили в Никольскую штольню

Интересные уголки Киева - Подол, Золотые ворота, Ботанический сад

Апрельские зарисовки из Киева

И снова в поисках
 рождественского духа:Львов


Comments

Popular posts from this blog

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 1: На высоте

В январе, когда все  уважающие себя тунеядцы едут зимовать в Ниццу (хотя wait, какая Ницца, тут вам не 1917-ый), мы отправились ознакомиться с французским Крайним Севером  - в Нормандию. Ла-Манш и летом не отличается особо горячим приемом - температура воды  обычно 16-17 градусов, а уж зимой откровенно бодрит и освежает. Но открывающиеся виды стоят любого замерзшего носа.

Байки из склепа, или Как мы гуляли по кладбищу Пер-Лашез в Париже

В сегодняшней главе помимо обычной лирики можно будет узнать немного полезностей "для чайника":  о наших поисках утраченного  пивного крафта в Париже, а также почему  сто верст для бешеной собаки не крюк (опыт  из разряда "дети, не повторяйте это дома" по маршруту аэропорт Бове-Париж-аэропорт Бове на общественном транспорте). Но все это позже, а сначала попотчуемся духовной  пищей. Чем бы вот вы, например, занялись зимой в Париже в холодный ветреный день?  Гусары, молчать Мы вот  пошли гулять на кладбище Пер-Лашез - последнее пристанище с самой большой плотностью известных личностей на кубический метр во Франции да и в мире - там ведь не только французы лежат, но и иностранцы, которым посчастливилось отойти в мир иной в Париже. Вообще, так много интуристов навсегда остались в гостеприимной французской столице (не только на Пер-Лашез, но и на кладбищах Монпарнас и Монмартр, например), что поговорка про "увидеть Париж и умереть" приобретает

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 2: Закат в Этрета

Я продолжаю обозревать наши приключения на берегах Ла-Манша. А для тех, кто любит, чтобы во всем был парадак - Начало нашего однодневного блицкрига из Парижа в Верхнюю Нормандию . Там же можно выяснить логистические подробности вояжа в Этрета: как добраться, как убраться, пароли, явки - вот это всё. Наверное, самый главный цимес этого городка, затесавшегося в долине среди 80-метровых скал, в том, что прошвырнуться по следам древних таможенников и наснимать красивых панорамных видов может всякий, это круглосуточная аттракция, а вот "пляжный отдых" (если можно так назвать прогулку вдоль северного пролива, хехе), доступен только во время отлива - с приливом пляжи и переходы между ними ныряют под воду, и горе тем, кто не успеет вернуться до боя часов ))) Ну а пока дно морское оголилось и являет миру почти марсианскую поверхность.