Skip to main content

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 1: На высоте

В январе, когда все  уважающие себя тунеядцы едут зимовать в Ниццу (хотя wait, какая Ницца, тут вам не 1917-ый), мы отправились ознакомиться с французским Крайним Севером  - в Нормандию.
Ла-Манш и летом не отличается особо горячим приемом - температура воды  обычно 16-17 градусов, а уж зимой откровенно бодрит и освежает.
Но открывающиеся виды стоят любого замерзшего носа.

Скала Игла и Ворота ниже по течению в Этрета

Утес La Falaise d'Amont на закате

Как же мы дошли до такой жизни? Началось все с того, что  захотелось выехать из Парижу на денек. Столичные пригороды - все эти  Версали и Фонтенбло - зимой унылы чуть более, чем полностью, да и сам Париж, скажем прямо, не особо жизнерадостно выглядел.

Был вариант съездить в Шартр посмотреть на знаменитый собор, но сколько ж можно! После Рима, в котором этих соборов больше, чем панелек в Каменной Горке, мы решили на время завязать с культовой архитектурой.
Потом внимание привлек Руан, где сожгли Жанну д'Арк. Ну а Руан это уже центр Верхней Нормандии, чего  мелочиться, можно и до побережья доехать.  Тем более, что на форуме Винского проскочило магическое слово Этрета, я забила его в гугл-картинках и... залипла намертво.

Алебастровый берег, Верхняя Нормандия

Всем известно, что во Франции есть Лазурный берег, но оказывается, есть и  Алебастровый (Côte d'Albâtre - такие  затейники эти французы.
Это около 100 км береговой линии вдоль Ла-Манша, как называет его весь мир, и только англичане называют его Английским каналом (как скромно с их стороны),  с вертикальными отвесными скалами высотой от 60 до 100м.
Высадку союзников с моря в такой географии   не произведешь, поэтому они высаживались в более плоской Нижней Нормандии, ну а мы - заходили с флангов в Верхней.
На солнце серые меловые скалы начинают сверкать белизной, отсюда и название.

Достопримечательности Этрета: утесы, скалы, тропа таможенников

Этрета летом - самый посещаемый город Верхней Нормандии, зато зимой желающих не много, но если надо сообразить на троих  совсем в одиночестве не останетесь.
Добраться туда оказалось немножко квестом, но благодаря моей хорошей проработке маршрута и расписаний транспорта (сам себя не похвалишь, ну вы поняли) все прошло без наших обычных  метаний (почти), и даже вполне успешно.

Сейчас расскажу про особенности местного общественного транспорта (на машине было бы  конечно побогаче, зато появляются вопросы страховок,  парковок, оплаты дорог,  да и красненького на природе не выпьешь, а куда ж без него во Франции).

Дело в том, что хотя к городку когда-то была цивилизованно подведена железная дорога, и даже есть цельный вокзал, но поезда туда не ходят вот уже почти 50 лет, а на вокзал приезжают смотреть туристы (эка невидаль). Поездом можно добраться максимум до  международного порта Гавра (масло масленое прямо, т.к. слово Гавр собственно и значит "порт"), а оттуда  в дело вступают мои любимые французские автобусы, которые умудряются преодолевать расстояние в 28 км всего за каких-то 70 минут.
Маршрут № 24 Le Havre–Etretat –Fécamp

Зимой  по расписанию выходит целых  6 автобусов в день, но промежутки там зверские. Например, есть автобусы в 9.30 и 10.12, но если ты слоупок и на них не успеваешь, то следующий - аж в 13.12, а потом в 16.25. Есть над чем подумать. Особенно с учетом того, что сам город Гавр особенного туристического интереса не представляет - в годы Второй Мировой его основательно разбомбили, с тех пор так и развивается.
Чтобы успеть на автобус в 10.12, мы сели в Париже в Intercity  на вокзале Сен-Лазар в 7.53, время в пути 2.09, в 10.02 он в Гавре.

Как видим, до автобуса остается 10 минут, зная французскую пунктуальность, я несколько очковала. И правда, поезд, поданный заранее, умудрился уйти на 10 минут позже (я как известная паникерша за это время поседела), но в пути нагнал их.
Автовокзал в трех шагах от ж/д, сразу от поездов налево, есть указатели, заблудиться нереально. А вот саму станцию мы 3 раза по кругу оббежали, пока нашли нужный транспорт, хотя знали, что он отправляется с платформы B. 
А все потому, что у каждой "платформы" 2 стороны - с одной идут городские автобусы, с другой междугородние.
В итоге все закончилось ко всеобщему удовольствию, автобус даже немного подождал опаздывающих (всего пассажиров было штук 6 помимо нас, все в Этрета, никто не отличался оригинальностью).

Кстати, есть еще один призрачный вариант добраться - ехать на том же поезде до предпоследней станции  Bréauté Beuzeville, оттуда автобус №17 до Этрета идет всего полчаса.  Но с 1 сентября по 31 мая  он (сюрприз!) делает всего 2 рейса в неделю  - в пятницу вечером и в субботу с утра. Летом у них становится 2 рейса в день, и с этим уже как-то можно жить. И в Гавре добавляется 3 рейса  в день.

Билеты на поезд мы покупали на сайте французских железных дорог SNCF, обошлись - страшно сказать - в 68 евро на двоих туда-обратно. И это, как я поняла,  аттракцион невиданной щедрости промо-тарифы в интернете, в кассе может быть значительно дороже. Билеты, кстати, в поезде проверяли.
(Для сравнения: из Вильнюса до Парижа  мы летели вдвоем за 60 евро  туда-обратно, хотя мы-то знаем, что на самом деле не до Парижа, а до Бове, который всего-то в 100 км, а оттуда еще столько же денег ушло на автобус, но к черту подробности)).
Билеты на автобус - 2 евро с лица, чистый коммунизм, покупали у водителя.

Всю дорогу вытягивали шеи в ожидании бескрайних водных гладей, ехали-то совсем рядом вдоль пролива, но где уж там - из-за обрывистого высокого берега там не только союзников не высадишь, но и с другой стороны воды не увидишь, пока не подойдешь вплотную.

Городок Этрета очень симпатичный, и очень маленький (население 1,5 тыс. человек). Но даже его две с половиной улицы мы не успели толком оценить, т.к. бежали со всех ног к тем самым скалам, ради которых пришлось встать в 6 утра. Бежали мы немного неуверенно - ветер в лицо был более чем освежающ, и температура каля нуля намекала нам, что следующие 6 часов мы будем мечтать о горячем глинтвейне (кто о чем, а я конечно в 11 утра обо всяком таком мечтаю).
Улицы слегка пустоваты. Летом такого не увидишь.

Достопримечательности Этрета, Верхняя Нормандия

Что посмотреть в Этрета Нормандия

От Горисполкома мэрии, где останавливается автобус, до набережной - метров 400. Не успели обсудить текущее политическое положение в мире, как вот собственно и она.
Обратите внимание на пещеру в скале - подходы к ней  затоплены чуть более чем полностью, подобраться можно сугубо вплавь. Но есть один лайфхак, потом расскажу.

Городской пляж в Этрета. Вид на La Falaise d'Aval

Первым делом  чекин "я на фоне кремля"

Утёс, стоящий ниже по течению, Этрета, Верхняя Нормандия

Этрета вписана в ландшафт между двумя возвышенностями, и на обе нам предстоит сегодня  карабкаться. Городской пляж ограничен двумя утесами.
У Миши за спиной - La Falaise d'Aval («Утёс, стоящий ниже по течению»), вниз по Ла‐Маншу, к Атлантическому океану.
С другой стороны - La Falaise d'Amont («Утёс, стоящий выше по течению»), вверх по Ла-Маншу, к Северному морю.

Люди в инторнетах спорят, о какой же арке Мопассан писал как о "слоне, опустившем в воду хобот". Обе похожи, если видишь жизнь живописной, но как по мне, эта  - больше. Предыдущая арка скорее смахивает на гигантскую ногу из Звездных войн (опять же, по утверждению глубокоуважаемого писателя Мопассана, мы не можем ему не доверять).

Утёс, стоящий выше по течению, Этрета, Верхняя Нормандия

Вообще, с такой концентрацией утесов, арок, скал и пляжей элементарно запутаться во всех этих бесконечных камнях в обе стороны до горизонта.
Поэтому вот подробнейший отчет об этом месте, там  есть карта.

Арка  La Porte d'Amont («Ворота, стоящие выше по течению», или «Верхние ворота»). Это мы уже покорили одну возвышенность и взираем на мир свысока.

Ворота, стоящие выше по течению, Верхние ворота, Этрета, Нормандия

После долгого подъема некоторым странным гражданам вне всякой логики вдруг хочется тут же  спуститься вниз. Любой каприз за ваши деньги - по ходу движения есть  лестницы. Часть из них (как эта) - вполне облагороженные, но кое-где - прямо тропинки для суицидников.

Как добраться в Этрета, Нормандия на общественнос транспорте

Кусочек пляжа выглядывает из-под обрыва как-то не сильно гостеприимно, так что спуск пока отменяется.

Прилив в Этрете, Нормандия, вид на Ла-Манш

Продолжаем оценивать виды сверху. Кажется, вокруг погодная идиллия, золотистое солнце, ровная гладь воды, но у нас зуб на зуб поначалу не попадал ))) Потом привыкли, беларусы мы или где.

Достопримечательности Этреты: скалы и утесы

За спиной у Миши можно различить романтичные камушки   Le Roc Vaudieu и L'Aiguille de Belval (Игла Бельваль), ближе к ним мы подходить не стали, вернулись на набережную, чтобы проинспектировать утесы с другой стороны.

Вид вверх по течению Ла-Манша в Этрете ,Верхняя Нормандия

На пляже встречаются предупреждения о том, что нельзя тырить по карманам гальку (а она там местами больше смахивает на булыжники), и кормить чаек. Не больно-то и хотелось )))

Набережная в Этрете. Вид на la Port d’Aval

Кстати, город гордится тем, что тут "жил и творил" Клод Моне. На набережной  демонстрируют 2 его картины: «Этрета, la Port d’Aval, лодки, выходящие из порта»  и "Рыбацкие лодки, Этрета».
Но самая знаменитая его работа, написанная здесь, - "Закат в Этрета".

Берег пролива Ла-Манш в Этрета, Верхняя Нормандия

Эта группа в полосатых купальниках похоже готовится к заплыву через гос.границу Франции и Великобритании. До соседских берегов по прямой километров 130, не больше.

Приливы и отливы в Этрета

На скале,  с которой мы только что спустились, можно наблюдать  часовню Нотр‐Дам де ла Гард. В 1942г. оригинальное здание было разрушено известно кем, а отстроено заново только в 1950-м.
Недалеко от часовни (с этого ракурса не видно) находится мемориал Белая птица - он посвящен двум французским летчикам, которые пропали без вести над Атлантикой в 1927 году. Они планировали совершить первый в истории авиации беспосадочный рейс из Парижа в Нью-Йорк на одномоторном биплане  «Белая птица». Здесь его видели в последний раз над территорией Франции, а в Нью-Йорк он так и не прилетел.

Кораблик тоже собирается отчаливать вслед за чайками.

Городской пляж Этрета: Лодки, выходящие из порта

Движение - жизнь, и мы снова поднимаемся, с другой стороны набережной. Это Тропа таможенников  - пешеходная дорожка, петляющая по краям  утесов.
Место приграничное, куда ж без таможенной братии. А сколько здесь всевозможных гротов, пещер и тайных мест, где можно припрятать контрабанду...

Достопримечательности Верхней Нормандии: Этрета, утес д'Аваль сверху

Пока мы дошли до верха, кораблик уже куда-то плывет. На противоположной скале теперь видна  стела Белая птица.
Вдоль тропы с нашей стороны оборудовано несколько культурных обзорных площадок с лавочками и ограждениями.


Вид га городскую набережную и La Falaise d'Amont Этрета ,Верхняя Нормандия

Смотрите-ка, кораблик нас и здесь обогнал ))

Панорама Ла-Манша и скалы в Этрета, Верхняя Нормандия

К некоторым утесам даже мостики проложили с перилами, чтоб любопытствующие шею не свернули, пытаясь выяснить, а что там  внутри. Видите окошко?
Это не просто скала, а  вовсе даже грот с говорящим названием «Комната дев» («Chambre des Demoiselles»). По легенде, в этой "комнате" некий местный барон замуровал 3-х  барышень за то, что они ему отказали  (какой любвеобильный, однако, обычно в таких легендах фигурирует всего одна дева). По другой версии девушки сами спрятались в гроте от барона, но погибли в результате оползня. По третьей - барон дам не замуровывал, а сбросил со скалы в бочке.  В любом варианте, как ни посмотри,  мужчина здесь предстает редкостным мудаком, несмотря на  баронство.

Легенды Верхней Нормандии: Этрета, Chambre des Demoiselles

Отдыхаю на краю пропасти. На заднем плане  у меня гольф-поле, точнее  его кусочек. На самом деле оно весьма внушительных размеров - по площади сопоставимо с самим городком Этрета. Очень известное в Европе, говорят, и думаю, не врут, потому как людей с клюшками мы за день встретили больше, чем любителей утесов.
Кстати, в годы Второй Мировой это было не гольф-поле, а минное.

Достопримечательности Верхней Нормандии: скалы и утесы Этрета (Etretat)

А что же там, если заглянуть вниз?  Жуть )))

Алебастровый берег, Этрета, Верхняя Нормандия: скалы, утесы и Ла-Манш


Наконец-то мы обошли огромную ногу La Porte d'Aval («Ворота, стоящие ниже по течению», или «Нижние ворота»)  и видим во всей красе знаменитую скалу Игла (L’Aiguille). О, это главная местная достопримечательность, и ее фотографий со всех сторон у меня over 100500.

Достопримечательности Алебастрового берега (Côte d'Albâtre), Нормандия

Она имеет второе название -  L'Aiguille Creuse (Полая Игла), которое появилось благодаря Морису Леблану и его одноименному роману об авантюристе Арсене Люпене. Я обожала в школе эту серию, но как-то его пропустила. Надо будет на досуге восполнить пробел.
По замыслу писателя скала оказалась дырявой  (Ваш Кэп), а внутри спрятаны королевские сокровища.
Наверное, после выхода романа в этих местах появилось много интересующихся богатым внутренним миром Иглы.
В 1999 году в Этрета даже  открыли музей Арсена Люпена.

Высота скалы Игла - около 50 м.

Вид сверху на L'Aiguille и La Porte d'Aval в Этрета (Etretat)

Обходим Иглу, и дальше открывается еще одна внушительная арка, с городского пляжа ее  не было видно - La Manneporte.
Сверху все эти естественно-архитектурные формы не выглядят такими уж  гигантскими, но их масштабы в сравнении  с ростом жалкого человечишки нам еще предстоит оценить попозже.

Прогулка по Таможенной тропе в Этрета - скала Манн-Порт

Устал - отдохни. Но тогда ты никогда не будешь первым.
Поэтому  ползем дальше. Утесы сами себя  не сфотографируют.

Скала Большие ворота в Этрете, Верхняя Нормандия. Вид сверху

Некоторые арки, похоже, не дожили до наших дней - от них остались только "быки"
La Pointe de la Valaine (мыс Вален)


Достопримечательности Этрета (Etretat) - меловые скалы и утесы

 Эти же обломки поближе

Le Pertuiser (Ле Пертьюзи) в Этрета (Etretat)

В следующем мысе Ла Куртин (La Pointe de la Courtine) самое интересное - это отверстие характерной формы.  Его так и называют: Le Trou de Serrure - Замочная скважина. Что ж за ключик там такой в 10 человеческих ростов... Сверху незаметно, но в отверстие можно пролезть и перейти на следующий уровень, т.е. пляж.


Вид сверху на мыс Ла Куртин и Замочную скважину  в Этрете (Etretat)

Дальше мы намеревались дойти до действующего маяка Антифер, но время начало поджимать, оно всегда так, когда тупишь и фотографируешь каждые пять метров, а нам еще нужно было вернуться пару километров на исходную (городская набережная) и пройти тот же путь заново, только по низу, причем хитрым способом. И забегая вперед, скажу, что он оказался как-то дольше и сложнее, чем мы рассчитывали.
В общем, маяк пришлось отменить, и даже фоточек романтических, как я мечтала, с ним нет - в это время с той стороны стояло жэстачайшее солнце.

Оставалось только изображать задумчивую деву на краешке утеса.

Прогулка по Тропе таможенников в Этрете, Верхняя Нормандия

Или не деву.

Берег Ла-Манша в Этрета, Верхняя Нормандия

Спустились мы не сразу, а сначала воздали хвалу гостеприимным французским красотам заботливо припасенной бутылочкой бургундского, сидя на обзорной площадке с видом на город и набережную.

Вид на город Этрета, часовню Нотр‐Дам де ла Гард и мемориал Белая птица

Ветер дул знатный, не май месяц, однако.  Но приятная панорама однозначно скрашивала и настраивала на романтичный лад.
Если сравнить ее с кадром с той же точки, когда мы поднимались (просто наведите курсор на картинку ниже), то можно заметить: пока мы слонялись по старым таможенным тропам  - берег прилично обмелел.
 

Самое время еще разок прогуляться вдоль Ла-Манша, на этот раз в непосредственной близости. Вот собственно и местный лайфхак, который я обещала вначале: особенность берегов здесь в том, что во время прилива затоплены все проходы между пляжами и даже  сами пляжи. Зато во время отлива можно замечательно пронзить пространство, чем мы и воспользуемся. Нам повезло, что день нашего приезда совпал с вечерним отливом.
На набережной висят  таблички с расписанием - чтобы зазевавшимся туристам не пришлось возвращаться вплавь, нужно рассчитывать прогулку туда-обратно за 4 часа до прилива. Особо дотошные могут узнать время прилива-отлива прямо в инторнетах.

Резюме: шесть часов, проведенных в Этрета, нам не хватило, чтобы пройти весь запланированный маршрут сверху и снизу, а по городку мы совсем не погуляли. А еще вечером утесы подсвечивают прожекторами - тоже  должно быть достойное  зрелище, особенно для фотографов.
Поэтому лучше приехать сюда с ночевкой, а не как мы.
Букв и картинок оказалось как всегда слишком много, краткость точно  - не моя сильная сторона, поэтому, кто дочитал, - спасибо за терпение. Про нашу немного экстремальную прогулку на закате по галечным пляжам и пещерам Этрета расскажу в следующем посте.

Осталась еще одна картинка,  надо  что-нибудь сумничать напоследок.
Пусть будет цитата из Ги нашего Мопассана, который, как и Клод Моне, провел здесь босоногое детство. Вероятно, регулярное созерцание  Алебастровых берегов чудесным образом стимулирует божий дар. Мы тоже приобщились, надеюсь,  гениальность не заставит себя ждать, хотя пока что с  великими меня роднит  только в части "и мне что-то нездоровится".

Вот эта вполне подойдет для Дартаньянов:

«Сойти за человека сведущего совсем не трудно, поверь. Все дело в том, чтобы тебя не уличили в явном невежестве. Надо лавировать, избегать затруднительных положений, обходить препятствия и при помощи энциклопедического словаря сажать в калошу других. Все люди - круглые невежды и глупы, как бревна»

Достопримечательности Этреты- панорама Ла-Манша

Продолжение приключений в Верхней Нормандии

Зимняя высадка в Нормандии.

Алебастровый берег. Часть 2: Закат в Этрета


Другие заметки о Франции:


Как мы с Алесей Лазурный
берег исследовали: Каменное гнездо
 Eze Village





Байки из склепа, или
 Как мы гуляли по кладбищу
Пер-Лашех в Париже

Улицы Латинского Квартала:
как мы искали дух Парижа
и нашли

10 фактов из жизни Южной Франции

Небольшой трактат о кулинарных 

традициях Юго-Западной Франции

Небольшой трактат о кулинарных

традициях Юго-Западной Франции. Часть 2



Comments

  1. Ужасающе красиво! Жаль, что наверное дорогое путешествие. Может в скором времени поеду, когда заработаю на криптовалюте DeFi https://cryptograph.life/kripto-slovar/shest-osnovnyh-sposobov-zarabotka-na-defi-kotorye-dolzhen-znat-kazhdiy

    ReplyDelete
  2. Очень красиво, собираюсь стать риелтором по зарубежной недвижимости, обязательно включу Нормандию в свой список. О роли риелтора можно почитать в статье от Артем Завалиев

    ReplyDelete

Post a Comment

Popular posts from this blog

Рассказ о том, Как мы варим домашнее пиво на клоне Braumeister

  Когда мы в   первый раз сварили собственное пиво в кастрюле на плите (т.наз. "варка в мешке"), мы поняли, что пивоварение: 1) занятие очень увлекательное, 2) и при этом очень трудоёмкое. Очень много пришлось плясать с бубном и одеялком для достижения и поддержания нужной на разных этапах температуры. А еще тогда мы, не удержав сорокалитровую  кастрюлю, слегка так расплескали  сусло по всей кухне (дважды!). Для спин тоже напряжненько получилось. Поэтому в целях облегчения  благородного пивоварского труда вскоре приобрели технологичный агрегат - клон Браумайстера, собранный частником c ровными руками, общим объемом 50 литров (на выходе максимум 30 литров). На нем мы сварили чуть больше 20 партий разного пива, несколько раз поучаствовали в минских фестивалях домашних пивоваров, один раз ремонтировали блок управления и в целом полностью довольны рабочей лошадкой, только  скоро захотелось кастрюльку бОльшего размера ))

Как мы с Алесей Лазурный берег исследовали: Каменное гнездо Eze Village

Как-то несколько лет назад ездили мы летом отдохнуть на Лазурный берег и не только, там я наснимала красивых фоточек и уже предвкушала, как их всем покажу. Но так как дело у меня всегда должно отстояться, через полгода мироздание решило, что раз я  ничего с фотоархивом не делаю, то он мне и не сильно надо - и избавило меня от массы терабайт посредством скоропостижной кончины веника. На эту беду-печаль я уже много раз жалилась. За восстановление фотокарточек  попросили столько, что я решила на эти деньги лучше еще раз туда слетать (ну почти). Правда, грустная история не заставила меня наконец перестать прокрастинировать :), и я по-прежнему морожу фотки по полгода и больше. Поэтому пока снова не пропало усё, что нажито непосильным трудом, - делюсь. Хоть Франция давно пользуется у нас особым почетом и уважением, из нашего семейства дважды на Лазурке побывала только я, остальным участникам повезло в два раза меньше. В этот раз мы отправились туда с Алесей, которая несмот

Как мы cварили свой первый IPA

Как-то месяцев 8 назад, теплым сентябрьским деньком захотелось вмазать вознамерились мы с глубокоуважаемым супругом  сварить свое собственное пиво - а чо делать, времена тяжелые, крыза, все дела, пора переходить на натуральное хозяйство :)) А кроме того, в Беларуси пока еще, увы, редко можно встретить нежно любимые нами IPA. Поэтому спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И дело, то есть пиво, закипело. Люди, которые "в теме" - над текстом сильно не ржать, я старалась :) Результат на фото - предпоследняя бутылка из партии, вскрытая после  мучительных (для нас) 7 месяцев созревания. А процесс был долог, я бы даже сказала - очень. Потому что за неимением опыта в пивоварении мы незатейливо лечили все производственные дефекты выдержкой. Иногда это, говорят, помогает.