Skip to main content

На самом краю Европы. Один день на Мысе Рока

Из пяти дней, проведенных в Лиссабоне в изучении лифтов, фуникулеров и крафтового пива, один мы таки решили потратить на окрестности и поставить очередную галочку - на этот раз о посещении самой западной  материковой точки Европы.
Если раньше из западных оконечностей Европы мы бывали в Бельгии, Нидерландах или Нормандии и могли представить за горизонтом разве что очертания туманных берегов Британии, то сейчас нам предстояла наконец встреча с настоящей Атлантикой, которая заканчивается аж в США, но очень-очень нескоро.

Мыс Рока (Cabo da Roca) находится всего в 40 км от столицы, поэтому его второе название - мыс Лиссабона.

Это скала, нависающая в 140 метрах над уровнем Атлантического океана, который ее, собственно, и окружает, иногда сливаясь с небесами.
Также это рай для фотографов  и просто одна из самых популярных достопримечательностей Португалии, что мы и видим на картинке.

Первым делом все приезжающие идут к этому монументу и читают на табличке высказывание португальского Я.Коласа (или Т.Шевченко, кому как нравится, но масштабы фигур в национальной литературе сопоставимы :) Луиса Камоенша: "Это место, где земля кончается и начинается море"

Главной местной достопримечательностью (помимо океана) является маяк, и виды на него - визитная карточка мыса Рока. Но у меня стандартные ракурсы не очень получились из-за положения солнца.
Сейчас расскажу момент для фотографов и неравнодушных к этому делу.  Поскольку это самая западная точка Европы, то солнце садится как раз в океан (ваш Кэп). Соответственно, чтобы получить красивые океанические панорамы, сюда лучше приезжать до обеда. Ну или наоборот - прямо к закату, если именно он является целью (тогда и маяк хорошо выходит).
Во второй же половине дня солнце просто стоит над океаном, и красивых панорам не получится.

Кстати, фотомания у меня прогрессирует нещадно - я теперь если куда приезжаю поглазеть  на морские виды (а на самом деле задокументировать конечно), а там вдруг облачно или не дай бог солнце стоит не должным образом, и море перестает быть синим, - тут  у меня трагедия-все пропало-расходимся. Поэтому я каждый раз с трепетом изучаю прогнозы погоды, что конечно не уберегает от фейлов - ну не может всегда быть идеальный вид во все стороны.

Когда наш автобус из Кашкайша стал подниматься в горы, погода как назло испортилась, все заволокло тучами, и даже, кажется, небольшой дождь пошел. Что я тогда пережила (а особенно мой терпеливый муж, которому я тут же приседаю на уши и щедро делюсь своими обидами на небесную канцелярию)...

В начале нашей прогулки все выглядело вот так (хотя мальчику в центре кадра туман селфи делать не помешал)

К счастью ветер с океана дует такой, что любые тучи может сначала принести, а потом и размести за полчаса.

А может и не очень к счастью - нередки истории, когда людей порывом ветра просто уносит со скалы.
В целях безопасности подходы к скале везде огорожены, и особо смелым полагается если не смерть, то хотя бы штраф 30-300 евро (правда, я не поняла чем регулируется такая разбежка).

Многие турысты ограду игнорируют, из-за нее не рассмотреть самые ценные панорамы, так что и  мы слегка понарушали.

Вот тут мы фоткались рядом с толпой русскоязычной молодежи, и авторитетный мальчик рассказывал внимающим девочкам, как  "на этом самом месте буквально пару недель назад ветром унесло пару из Польши"

Вниз заглядывать таки немного страшновато :) Океан не дремлет и, кажется, готов нас принять в свои объятия .

Наверху очень необычная  растительность, так что без фоточек цветочков, сами понимаете, - никуда.

Так цветут какие-то ползучие, прости господи, суккуленты с очень мясистыми листьями, которыми там вся поверхность устлана. Где-то прочитала, что они мол съедобны - это ж как оголодать-то надо?

Мы нашли тут на склонах даже каллы, которые у нас  в дикой природе не встречаются, поэтому считаются весьма ценными декоративными образцами.
Кстати, их сейчас часто используют в свадебных букетах, а ведь раньше каллы считались "цветком смерти", предсказывающим  ее самую, костлявую, их приносили на кладбища.

Иногда попадались странные убеленные сединами деревья

Где-то почти монохром, а в паре метров - потрясающие цвета

Очень хотелось спуститься к истокам и "омыть сапоги в океане", тем более что в путеводителях я читала про некие дикие пляжи рядом, и что тропинка там не сильно  сложная, и что пропустить ее невозможно, дорога мол одна.
Но увы, мы всегда находим новые (конечно же неправильные) пути - сказывается, похоже, тяжелое наследие царского режима, поэтому там где надо повернуть направо, мы сворачиваем налево. И находим на свою голову весьма странные приключения :)
От площадки с крестом мы пошли дальше налево, а указатели на пляж Урса надо было искать на единственной дороге, по которой едет автотранспорт, т.е. совсем в другой стороне. Но об этом позже. Пока покажу, что же мы нашли.

Почти сразу утоптанная дорога закончилась, появилась еще одна табличка с предупреждением, что дальше нельзя, ибо штраф, и то если выживешь. Большинство прогуливающихся  на этом и остановилось, а мы прикинулись неграмотными и попрыгали по камням вниз.

И дальнейшие виды, и каменистая тропа мне  напомнили нашу прогулку по скалам в Нормандии. Только там Ла-Манш даже зимой так не бурлил, и спуски куда как попроще.

Тропинка все вихляла и ухудшалась, пропали последние люди, зато  появились какие-то лужи и ручьи, через которые было сложно перебираться, поэтому решили лезть напрямую по скалам. Впоследствии анализируя эту не вполне безопасную прогулку, мы решили, что где-то сбились с "дороги", потому что в других местах  через ручьи были перекинуты кладочки (если присмотреться, то они видны на фото)

А вот эта тонкая полоска гальки была нашим ориентиром, мы ее приняли за пляж )))

На последнем этапе пришлось использовать для спуска канат, натянутый какими-то добрыми людьми вдоль скалы и молиться, чтоб болтающаяся на шее камера не стукнулась со всей дури о камень.
И вот наконец я у цели...

Но что это? Галька оказалась не то чтобы галькой, а булыжниками, самые маленькие из которых - размером с мою голову.
А волны такие, что сапоги омыть удастся разве что вместе со всем остальным.
Короче, пляжик не для слабаков.

Поэтому последний раз оглядываюсь назад на скалы в виде фаллических символов и начинаю карабкаться наверх

Кстати, на этом нелегком пути вниз мы встретили только одного какого-то парня, который как раз  оказался не слабаком - видела, что он раздевался и шел купаться в этом суровом месте, а потом, когда мы отдыхали на полпути назад, довольно шустро поднялся  и ушел дальше.

А вот у нас подъем оказался не особо приятным, зато слегка героическим. Во-первых, мы толком не помнили, где спустились - вокруг одинаково отвесные скалы. Во-вторых, даже если бы и помнили, это бы нам не сильно помогло, так как съезжали вниз мы там с криком "поберегись!".
Опасный участок довольно короткий, но мы там чуть не оставили рюкзак, крышку от объектива, а может и что-то более ценное и нематериальное. В общем, был шанс стать очередными лауреатами премии Дарвина. Хотя это вряд ли, мы ведь свои гены уже успели передать дальше.

Ну,  поднялись, отдышались, обсудили, что приличные люди так на пляж не ходят, и пришли к выводу, что это таки был "не тот пляж".
Ладно, ищем дальше "тот", с кем не бывает.
Снова пересекаем зеленые холмы, но уже без тумана

На этот раз мы дошли до автодороги (действительно единственной), пошли по ней и вскоре увидели нужный указатель

Полной ясности он не внес - в той стороне нарисовалась куча тропинок разной степени тяжести - одни идут прямо через  поля, другие  в обход вдоль скал, они более каменистые.
После многих случаев, когда описанные в инторнетах со всех сторон понятные и простые маршруты оказывались на практике не такими уж понятными и простыми, я стала задумываться, уж не страдаю ли я географическим кретинизмом ? :)
Спуск довольно долгий, но физически не сложный (ну, по крайней мере вниз).
А океан по-прежнему красив, но ничуть не располагает к купаниям.

Вот за этими скалами начинается пляж Урса

Хотя по суровому виду вод становится ясно, что искупаться тут смогут только столь же суровые ребята (мы не из них).

Поскольку тупили мы в этих краях знатно, дело стало клониться к вечеру, выглянуло солнце, и свет потеплел.

Да, ведь мы приехали  около полудня и планировали после обеда посетить Синтру - город в 18 км от мыса Рока, богатый всякими архитектурными достоинствами. Если не тормозить, то эти точки прекрасно удается совместить в один день, но у нас не получилось. Не будь как мы )))

Но вот наконец и пляж

Свято место конечно не пустовало, но по сравнению, скажем, с Ниццей в августе можно считать, что мы там были одни ))

Романтично отметили первую встречу с океаном бутылочкой красного - и решили таки на Синтру забить (хотя это и так уже подразумевалось). Нам и здесь хорошо. Но в копилке теперь еще один незакрытый гештальт, ох сколько же их.

Рассказываю, как же добраться до этого божественного уголка на общественном транспорте из Лиссабона.
Можно ехать с вокзала Россиу (Rossio) до Синтры (Sintra) или с вокзала Кайш-ду-Содре (Cais do Sodré) до городка Кашкайш (Cascais).Электрички ходят часто, каждые 20 минут.  Из любого из этих городков придется еще пересаживаться на автобус и ехать примерно полчаса, так как самая западная точка материковой Европы находится как раз между ними.
Расстояние от Лиссабона одинаковое (Синтра - 25 км, Кашкайш - 30), время в пути 30-40 минут. В инторнетах советуют ехать утром  до Кашкайша, оттуда до мыса Рока (фотографии ведь наше все, а про солнце вы уже в курсе). Вечер в этом плане отводится на осмотр Синтры.

Цена вопроса - 2,25 евро в одну сторону. Но для того, чтобы не возиться с отдельной покупкой билетов, на вашей проездной карточке  VIVA viagem должен быть подключен заппинг (zapping) - система оплаты не "поездками", а списание денежного депозита, который вы на нее положили.
Точно списать под ноль сумму заппинга, как правило, нереально, так что потом использовать эту карточку для покупки "поездок" уже больше не удастся - продвинутые люди покупают две карточки: одну для заппинга, другую для "поездок". Не факт, что для краткосрочного путешествия стоит заморачиваться - мы просто спланировали программу так, что первые дни покупали дневные проездные, а потом перешли на этот самый заппинг.

Выходим на конечной электрички Кашкайш, но это  не все ))) Нам еще предстоит преодолеть 15 км  на автобусе № 403, курсирующем между Кашкайшем и Синтрой.
Вот его расписание (маршруты с пометкой "а" не заезжают на мыс Рока, так что читайте примечания!)
Автобус по сравнению с электричками дороговат - около 4 евро в одну сторону. Грабеж средь бела дня, что ни говори.
Кстати, остановка автобуса (а точнее небольшая автобусная станция) находится не в прямой видимости от ж/д вокзала Кашкайша, нужно от входа повернуть направо, зайти в подземный переход, пройти под торговым центром - и вот вы на месте.
Оплата у водителя.

План с Синтрой не осуществился, но и  посмотреть закат на мысе Рока мы не решились, так как пришлось бы уезжать в цивилизацию последним автобусом (в районе 8 вечера - до Кашкайш, в Синтру - чуть позже 9). Закат же в мае - около 20.30-21.00. Слишком впритык, а вдруг еще автобус не придет, на югах всякое возможно. (Например, в Лиссабоне мы как-то не попали на последний фуникулер, хотя пришли за несколько минут, а уж про Францию с Италией вообще промолчу).
А идти пешком до города 15 км было бы стремновато.  Хотя наверное это лишняя перестраховка, и стоило рискнуть.
В общем мы уехали в Кашкайш в районе 19.00.

Только когда публиковала эту фото, заметила, что там кто-то сидит за камнями :) Опять нарушаем европейские законы

Подниматься сложнее, чем спускаться, учитывайте это при планировании времени на дорогу.
Но стоит преодолеть каменистый подъем - вокруг начинается пастораль, сельская идиллия и цветочки до горизонта.

И так у меня от радости ноги подкосились, что я прямо в них упала

Кто-то умудряется посмотреть мыс Рока за час, но как же приятно не торопиться и посвятить этим местам хотя бы полдня.
Да, это не курорт, ветер там стоит знатный, лазить по скалам иногда несколько утомительно (в нашем-то почтенном возрасте, ггг), но что есть наша жизнь, как не преодоление себя ради кусочка красоты?

Другие заметки о Португалии:

Заметки о крафтовом пиве
в Лиссабоне и слегка про другие
алко-радости Португалии

Самый западный Запад.
Лиссабон: смотровые площадки
и желтые трамваи

Comments

Popular posts from this blog

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 1: На высоте

В январе, когда все  уважающие себя тунеядцы едут зимовать в Ниццу (хотя wait, какая Ницца, тут вам не 1917-ый), мы отправились ознакомиться с французским Крайним Севером  - в Нормандию. Ла-Манш и летом не отличается особо горячим приемом - температура воды  обычно 16-17 градусов, а уж зимой откровенно бодрит и освежает. Но открывающиеся виды стоят любого замерзшего носа.

Байки из склепа, или Как мы гуляли по кладбищу Пер-Лашез в Париже

В сегодняшней главе помимо обычной лирики можно будет узнать немного полезностей "для чайника":  о наших поисках утраченного  пивного крафта в Париже, а также почему  сто верст для бешеной собаки не крюк (опыт  из разряда "дети, не повторяйте это дома" по маршруту аэропорт Бове-Париж-аэропорт Бове на общественном транспорте). Но все это позже, а сначала попотчуемся духовной  пищей. Чем бы вот вы, например, занялись зимой в Париже в холодный ветреный день?  Гусары, молчать Мы вот  пошли гулять на кладбище Пер-Лашез - последнее пристанище с самой большой плотностью известных личностей на кубический метр во Франции да и в мире - там ведь не только французы лежат, но и иностранцы, которым посчастливилось отойти в мир иной в Париже. Вообще, так много интуристов навсегда остались в гостеприимной французской столице (не только на Пер-Лашез, но и на кладбищах Монпарнас и Монмартр, например), что поговорка про "увидеть Париж и умереть" приобретает

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 2: Закат в Этрета

Я продолжаю обозревать наши приключения на берегах Ла-Манша. А для тех, кто любит, чтобы во всем был парадак - Начало нашего однодневного блицкрига из Парижа в Верхнюю Нормандию . Там же можно выяснить логистические подробности вояжа в Этрета: как добраться, как убраться, пароли, явки - вот это всё. Наверное, самый главный цимес этого городка, затесавшегося в долине среди 80-метровых скал, в том, что прошвырнуться по следам древних таможенников и наснимать красивых панорамных видов может всякий, это круглосуточная аттракция, а вот "пляжный отдых" (если можно так назвать прогулку вдоль северного пролива, хехе), доступен только во время отлива - с приливом пляжи и переходы между ними ныряют под воду, и горе тем, кто не успеет вернуться до боя часов ))) Ну а пока дно морское оголилось и являет миру почти марсианскую поверхность.