Skip to main content

Беглый взгляд на Брюссель и организационные вопросы путешественников


В тот день, когда я писала пост про Брюссель, пришли новости о взрывах, и я его надолго отложила, как-то неловко было описывать туристические аттракции в такой момент. Однако публиковать все равно надо - к сожалению, терроризм в наше время не редкость, и ни один прекрасный город от него не застрахован (скорее наоборот).

Так вот, последняя (наконец-то!) глава моего большого бельгийского эпоса - это на самом деле начало. И дело не в моей любви к красивым  изречениям, просто на славную бельгийскую землю мы ступили первый раз именно в Брюсселе.

Вообще, многие при поездке по Бельгии выбирают Брюссель как базу, потому как находится он в центре страны, расстояния здесь невелики, и за день оттуда можно в любые фламандские перди туристические мекки (ГентБрюггеАнтверпенСеверное море и проч.) скататься с возвратом, при желании даже в Люксембург (хотя это уже перебор, больше 3-х часов на поезде в одну сторону).
Но у нас были планы посетить  друзей в окрестностях Лёвена. А потом мы улетали из Шарлеруа, до которого из Намюра ближе, чем из Брюсселя, вот и Валлония затесалась в наш план. Да и вообще у меня шило в одном месте :)

Поэтому мы жили  в Брюсселе только первые три дня, и столица нас в целом не слишком зацепила, вопреки обычным стереотипам "столичности". А может как раз благодаря им - ведь Брюссель постоянно в инторнетах ругают, мол он по сравнению с Брюгге, Гентом, Антверпеном не внушает трепета.
Столичные достопримечательности мы изучали впопыхах, по вечерам, гораздо больше внимания уделяя кабакам, бир-шопам и соседним знаменитым городам. И я долго думала, писать ли вообще отдельный пост о Брюсселе  или оставить на другой раз. А он всенепременно должен случиться - у нас остался незакрытый гештальт с Атомиумом, который мы страстно хотели посетить, но благодаря  географическому кретинизму попытка обернулась фейлом. Да и вообще,  я уже пожалела, что мы не обследовали Брюссель более основательно, по свежим впечатлениям он мерк на фоне других городов, но теперь хочется снова туда вернуться.
В общем, толкового путеводителя по Брюсселю у меня не получилось, просто небольшая городская зарисовка и важные для путешественника оргвопросы - проживание, транспорт и чуть-чуть о пиве :)


Начнем с того, что попали мы в Брюссель из Амстердама за цену, страшно сказать, целый 1 евро с носа.
Это я выловила акцию на сайте  Flixbus, у него есть разные версии по странам, иногда цены на них отличаются, но в целом это очень бюджетный автобусный перевозчик по Европе. У бюджетности есть некоторые нюансы, которые надо учитывать и воспринимать философски, если хочешь не только сэкономить, но и не попортить себе отдых.
В Амстердаме автобусы Flixbus ходят не от Центрального вокзала, а от достаточно отдаленного - Sloterdijk, добирались мы туда минут 40,  зато заценили метро, в том числе  наземное. На месте  свою остановку мы нашли с некоторыми колебаниями - она расположена интуитивно понятно, сразу за зданием вокзала, но  на табличках в пунктах назначения значились только немецкие города, Брюсселем и не пахло.

Это все мелочи жизни, самый главный сюрприз - то, что автобус опоздал больше чем на час (!) Не думала, что в этих ваших Европах такое возможно, однако факт.  Пассажиров собралось много, опаздывал уже не только наш рейс, но и следующий на Париж.
Сейчас смешно вспоминать, а тогда пришлось поволноваться не на шутку, я кляла себя за такую бережливость и  прикидывала, во сколько нам обойдется билет на поезд :)
В итоге после звонков обеспокоенных пассажиров аж в Германию автобус таки подали, и дальше он без эксцессов за каких-то 3 часа довез нас до Брюссель-Норд, только под Антверпеном пришлось еще постоять в пробке.
В любом случае, хорошо, что мы в тот день не полетели самолетом  - в брюссельском аэропорту была забастовка, и самолеты направляли по другим странам.
В принципе, за 1 евро наш опыт можно назвать положительным. Ищу сейчас подобные халявные маршруты по югу Испании и Франции, и они есть! Но нам по закону подлости не подходят.

В районе Брюссельского Северного вокзала расположен тамошний квартал Сити (иногда его пафосно величают Манхэттеном), довольно внушительно-небоскребное место, люблю такие, но нагруженные сумками, мы не смогли сразу же там погулять, а потом уже времени не хватило возвращаться, так что вот единственный невнятный "геометрический" ракурс, который я сделала с чемоданом наперевес :)



В Брюсселе, как и в других недешевых по нашим меркам городах, мы снимали квартиру на airbnb.com.
Квартирка очень понравилась, все современно и в хорошем состоянии. Хост оказался просто душкой, встретил нас тепло и гостеприимно, оставил карту и путеводители, рассказал о достопримечательностях. Холодильник тоже оставил не пустым - там нас ждало бельгийское пивко и кое-какая еда. Сам он жил в том же подъезде, и при малейшей проблеме мы ему строчили мессаги.
 Мы много  и раньше снимали апартаментов, но нигде не встречали еще такого неподдельного радушия.
Расположение тоже неплохое, довольно близко от центра, в 7 минутах ходьбы от Площади Святой Екатерины (там же одноименная церковь и станция метро) и в 15 минутах от Гран-Плас. Правда, прямо на стыке с арабскими кварталами, что нас несколько напрягало, но хозяин с гордостью рассказал нам, какой у них мультикультурный  город, и чтоб мы не парились. В свете недавних событий это конечно прозвучало бы не так оптимистично. В любом случае рекомендую.
Путем нехитрых манипуляций с промо-кодами квартирка обошлась нам по 60 евро в сутки.
Если кто еще не имел опыта с Airbnb, советую попробовать - это и возможность сэкономить на жилье по сравнению со стоимостью отелей, и поселиться в интересном районе (в Париже, например, мы так сняли мансардную квартирку в Латинском квартале), и ознакомиться с аутентичным колоритом "жилья для местных".

Вот моя приглашалка , при регистрации по приглашению дают скидку 20$  на первое бронирование (срабатывает от суммы бронирования 75$). Кроме этой скидки, бывают еще разные акции с купонами.  Также можно получить скидку 10 евро вне зависимости от суммы бронирования, это удобно, если вам нужно проживание, например, на 1 ночь в недорогом городе. Но одновременно купоны не действуют.
10-евровые купоны для разных городов и даже целых стран элементарно гуглятся и, кстати, бывает, срабатывают по странному принципу. Например, код для Польши (POLOGNE2015) действует практически для всей Европы, во всяком случае квартиру во французском Авиньоне я бронировала с его помощью :)

Наше знакомство с достопримечательностями Брюсселя началось как раз с Церкви Святой Екатерины (Église Sainte-Catherine), площадь перед ней очень милая, там всегда много отдыхающего народа.
Хоть и выглядит церковь весьма старинно, но построена всего лишь в 1854г. Стиль - смесь романского, готики, элементов ренессанса, некоторые видят даже барокко. Хорошо строить церкви, опираясь на богатый опыт предыдущих веков :))
Еще в 1950 году  Катерину собирались снести и организовать на освободившейся площади открытую парковку (!). Однако пока она находится на своём месте - по-прежнему в надежде на реставрацию.





За церковью в тени зданий незаметно прячется  Черная башня XII века. Здесь до бомбежки города французской армией в 1695г. стояли городские укрепления. Впечатляющий синтез Средневековья и Cовременности :)



Помпезное здание Биржи попало в кадр только краешком, меня как эстета больше заинтересовало небо  и самолет.



А еще рядом с Биржей прямо под стеклом на мостовой видны раскопки руин старинного монастыря. Ну как видны - скорее слегка просматриваются. Как мы ни вглядывались, особого впечатления не составили, надо идти на экскурсию.

Самая центральная достопримечательность Брюсселя, как и любого уважающего себя средневекового города, - Гран-Плас, или в нидерландском варианте Гроте Маркт. Да, она очень красивая и, как любая подобная, забита туристами под завязку. Мы наверное час кружили по ней, вычитывая в путеводителе описание всех Домов Гильдий и находя их на местности (зачем это нам сдалось, я до сих пор не понимаю :)
Еще читала, что каждые 2 года 15 августа на Гран-Плас выкладывают огромный ковер из цветов размером 77*24м, выглядит  более чем эффектно, и в эти дни в Брюсселе плотность туристов на квадратный метр резко возрастает.
Ковры демонстрируют по четным годам, так что как раз в этом году есть шанс его увидеть.
Нам же не повезло в этом смысле, мы могли лицезреть не цветы, а только валяющихся и бродящих людей :)



Очень известен в народе и любим брюссельский Писающий мальчик (Манекен Пис), мы конечно не могли пройти мимо.
Мы уже были в курсе, что статуя на самом деле очень маленькая для серьезной достопримечательности, но все равно были удивлены незначительностью размеров (всего 61 см).
Кстати, начиная с 1695 года мальчика неоднократно похищали, в том числе  во время нахождения в городе наполеоновских войск. Последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.
Читала, что в очень счастливые дни струю воды иногда заменяют вином или пивом )))
Еще брюссельцы любят наряжать своего Мальчика в разные наряды, которые ему даже присылают из-за границы.  В Королевском музее находится экспозиция костюмов, которая насчитывает более 800 нарядов.



Не все знают, но помимо мальчика в Брюсселе есть еще Писающая девочка (Jeanneke Pis).Прячется она в тупичке Fidelite, и мы обнаружили ее совершенно случайно при выходе из культового  питейного заведения  Delirium Cafe (этот кабак не мелочится и занимает целый квартал, у него много входов, один из них выводит прямо к девочке).Как видим, лицо у нее очень довольное. Долго видимо терпела :)



Delirium Cafe  (Impasse de la Fidélité 4) заслуживает отдельного описания. Не знаю, сколько времени мы там в сумме провели :), так как быстро попробовать все, что есть в меню, нереально. И площади  такие, что за раз не обойдешь. Там всегда стоит чад кутежа и дым коромыслом.
В пивном ассортименте разбираться и разбираться, но попадается и попса.
Если же хочется этакого снобского сочетания  крафта и тишины, то вам  дорога в Delirium Hoppy Loft , находится в том же здании, но как понятно из названия, "на чердаке", работает  с 4pm. Вот там пиво  очень интересное, из мелких пивоварен, бельгийских и мировых, более охмеленное, в том числе нежно любимые мной IPA :)
И там с большего не вопят и песен не орут, даже развешаны предупреждения об этом.

Фото с официального сайта



Вообще, заведение позиционирует себя как Delirium Village и внутри отпочковало кучу залов "на любителя".
Помимо собственно Delirium Cafe и Хоппи Лофта есть Monasterium, предлагающий  "a combination of beers and vodkas" (наверное пользуется большой популярностью);
Tap House - специализируется на постоянно меняющемся разливном пиве из Бельгии и других  стран;
Floris Bar  - выступает в основном по абсенту, но заявлены также джины, виски и другой крепкий алко;
Floris Tequila - тут все понятно, 500 видов текилы :)
Floris Garden - Карибский "пиратский" зал, подают ромы (заявлено 800 разновидностей) и экзотические напитки Южной Америки;
Little Delirium (Rue du Marché aux Fromages 9) - единственный филиал, расположенный по другому адресу.
Ёлки, поизучала сайт и снова захотела в Брюссель.

Но мы отвлеклись на пиво, а речь шла о писающих памятниках (хотя эти две темы  связаны самым непосредственным образом).
Кому мало детей, может поискать еще и писающую собачку (Zinneke Pis), мы вот нашли :)
Слово Zinneke в переводе с фламандского означает "дворняга", и да, особой породисти в псинке не наблюдается.
Писает по адресу Kartuizersstraat 35 (пересечение улиц Rue des Chartreux/Kartuizersstraat и Rue du Vieux-Marché/Oude Graanmarkt)



И даже вот вам в нескольких ракурсах )))



Кстати, некоторой проблемой стало для нас найти в Брюсселе обычный  супермаркет. Зато на каждом шагу  магазины с шоколадом, вафлями и пивом. Вот последние мы активно посещали не только с целью изучения жидкого ассортимента, но и хотели пополнить свою стекольную коллекцию бокалом Kwak. Правда, в результате купили его в аэропорту в наборе с 4-мя бутылками одноименного пива по скидке, 20 евро за набор (а в Брюсселе сам бокал продавался по 15-17 евро, и каждая бутылка еще по 4).
Продуктовые магазины в Брюсселе есть, но они  рано закрываются, допоздна работают в основном арабские, которые, бывает, дерут с трудящихся втридорога. Надо этот факт учитывать.



Транспорт в Бельгии
О, когда я начала изучать этот вопрос, то приходила в уныние - без бутылки во всех хитросплетениях бельгийского общественного транспорта не разберешься ))
Поскольку мы ставили своей задачей охватить как можно больше городов за короткое время, то пришлось вплотную изучить сайт бельгийских железных дорог.
Там есть  расписание,  довольно удобное - показывает не только прямые поезда, но и пересадки. Только надо внимательно следить, едешь ли ты на конечную станцию или на промежуточную, т.к. на вокзале маршрут поезда объявляют до конечной, и далеко не все поезда останавливаются на всех станциях по пути следования, есть  скоростные (цена от этого не зависит).



Можно задать сложный маршрут, если из точки А в точку Б хочется ехать через Киев не по прямой (например Брюссель-Гент-Антверпен).
На том же сайте есть цены, можно прикинуть стоимость и купить билеты онлайн, но мы так ни  разу не делали - покупали в автомате, принимает монетную мелочь и/или карты.
Цены на ж/д билеты  можно уменьшить, купив билет выходного дня  (weekend ticket), который действует с вечера пятницы по полночь воскресенья, они  в 2 раза дешевле, но покупать надо строго туда-обратно.

Нас же на выходных катали на машине, поэтому в другие дни мы пользовались  проездным Rail Pass.
Он стоит 76 евро и может быть использован на 10 поездок в любом направлении по Бельгии, т.е. по 7.60 евро за трип. Мы выбирали самые дорогие маршруты и использовали там один Rail Pass вдвоем. На поездки дешевле 7,60 покупали обычные билеты.
Rail Pass - это обычная бумажная карточка, куда ты вписываешь от руки свои маршруты с датами.
Билет можно использовать для нескольких пассажиров по одному маршруту, тогда запись нужно повторить.

Еще способ сэкономить (немного сомнительный, идут споры): берем стандартный билет от конечной до конечной (например Брюссель -Антверпен), а выходим дополнительно по дороге в промежуточной точке (Мехелен) и гуляем, потом едем в Антверпен по этому же билету. Официально в этом случае надо доплатить опцию Via в стандартном билете (она практически равна стоимости второго билета), но если на участке до промежуточной станции вам не попался контролер и не проштамповал тикет, то заходить на ней второй раз и ехать дальше можно и без доплаты.
Более того, на маршруте  Брюссель - Остенде (по слухам) пересадки без доп.оплаты можно делать вполне официально, кассиры и контролеры относятся лояльно, поэтому можно по дороге прогуляться в Генте или Брюгге (но на практике это малоосуществимо, просто времени не хватит на все), в любом случае поездка должна завершиться до конца дня.
Кстати, описываемые мной виды проездных опции VIA вообще не имеют, но тот же Rail Pass действует при переездах между любыми 2-мя городами Бельгии, а ведь не все из них связаны прямыми поездами. Значит, если нужна пересадка, она не оплачивается дополнительно, а просто должна быть в наиболее логичном месте.
Надеюсь, я вас не запутала? :)

Если вы еще молоды не только душой, но и телом (до 26 лет) или наоборот  обзавелись благородными сединами и примкнули к пенсионерам (с 65 лет), то для вас  есть хорошие новости: Go Pass 1 или Go Pass 10 (1 поездка по 6 ойро или 10 поездок по 5.1  для молодежи) и  Senior ticket (всего 6 ойро за поездку в любом направлении туда-обратно (!) для пенсов, невиданная халява, скорей бы состариться!).

Есть еще много разновидностей всяких тикетов (ох и затейники эти бельгийцы) - билеты для велосипедистов, детей, животных, билеты для групп, билеты на поезда, совмещенные с городским транспортом, и наконец - билеты в аэропорт.
Вариаций тут множество, как минимум потому, что помимо Национального аэропорта Брюсселя Завентем есть еще крупный хаб лоукостеров в Шарлеруа.
Ж/д билет из Брюсселя в Национальный аэропорт (в 11 км от города) стоит 8,60 евро. Если вы едете  туда по какому-то из проездных, то должны будете докупить т.наз. Diabolo Fee за право войти/выйти на ж/д станции Аэропорт (5,14 евро).
Помнится, в Стокгольме была такая же система, и мы, чтобы сэкономить, ехали до города автобусом и потом электричкой, оказалось бюджетно и довольно удобно.
В Брюсселе же можно поехать на автобусе DeLjin всего за 4,5 евро (ими же можно пользоваться и в поездках между городами, но мы не пробовали).
Аэропорт Шарлеруа расположен в 60 км на юг от Брюсселя, туда ехать нужно сначала на поезде за 9,5, потом от вокзала на автобусе за 3 евро. Можно купить сразу комбинированный билет ж/д + автобус, можно ехать до вокзала Шарлеруа по любому из ж/д проездных и докупать только билет на автобус.
Можно воспользоваться Brussels City Shuttle - 14 евро.
Также последнее время аттракцион невиданной щедрости устраивает Flibco -  на каждый рейс из аэропорта Шарлеруа (а возит он в Гент, Брюгге и некоторые другие города) продается несколько билетов по 5 и по 10 евро, так что заблаговременно озадачившись, можно немного сэкономить.
Знаю, что и авиакомпании предоставляют свой трансфер до аэропорта, когда мы там были в прошлом году, у WizzAir это стоило 10 евро (но с их авиабилетами).

В завершение, вспомнила, что бельгийские железные дороги не отличаются особой пунктуальностью, поезда запросто могут задерживаться, иногда даже отменяться, еще они любят бастовать. Я уже писала в посте о Брюгге, что в первый же день наших железнодорожных экспериментов мы нарвались  как раз на забастовку транспортников,  когда поезда ходили совершенно как им вздумается, а мы наматывали круги на брюссельском вокзале часа 1,5 в ожидании. Почему бегали? Да потому что то и дело наш поезд рисовали с самых разных платформ, потом проходило время, он "задерживался", затем и совсем пропадал с табло, чтобы появиться на соседнем, и так по кругу )))

В связи с этим вспоминается старый добрый Джером К. Джером. Веселым отрывком из замечательной книжки (хоть он и относится к Британии, а не к Бельгии) я пожалуй и закончу свои долгие, но очень упорные бельгийские повествования:

"В одиннадцать часов мы прибыли на вокзал Ватерлоо и стали спрашивать, с какой платформы отправляется поезд одиннадцать пять. Конечно, никто этого не знал; на Ватерлоо никто никогда не знает, откуда отправляется поезд, равно как не знает, куда идет поезд, если уж он отправился, равно как не знает вообще ничего, относящегося к этому делу. Носильщик, взявший наши вещи, считал, что поезд отправляется со второй платформы, а другой носильщик, с которым наш вступил в дискуссию по данному вопросу, утверждал, что до него дошел слух, будто посадка производится с первой платформы. Начальник же станции, со своей стороны, держался того мнения, что поезд отправляется с пригородной платформы.
Чтобы выяснить все окончательно, мы поднялись наверх к диспетчеру, и он нам объяснил, что сию минуту встретил одного человека, который будто бы видел наш поезд у третьей платформы. Мы двинулись к составу, стоявшему у третьей платформы, но тамошнее начальство разъяснило нам, что это, скорей всего, саутгэмптонский экспресс, если только не кольцевой виндзорский. Во всяком случае, оно ручается, что это не кингстонский поезд, хотя оно и не может объяснить, почему оно за это ручается.
Тогда наш носильщик заявил, что кингстонский поезд, по-видимому, отправляется от верхней платформы: судя по виду, там стоит наш поезд. Мы поднялись на верхнюю платформу и нашли машиниста и спросили его, не на Кингстон ли он поведет состав. Он сказал, что, видимо, да, хотя, конечно, трудно утверждать наверное. Во всяком случае, если это не 11:05 на Кингстон, то уж определенно 9:32 вечера на курорт Вирджиния или, в крайнем случае, десятичасовой экспресс на остров Уайт или куда-нибудь в этом направлении, и что мы все точно узнаем, когда прибудем на место. Мы сунули ему полкроны и попросили его быть 11:05 на Кингстон.
- Ни одна душа на этой дороге, - убеждали мы его, - все равно не разберется, что это за поезд и куда он отправляется. Вы знаете, куда ехать; снимайтесь потихоньку отсюда и поезжайте в Кингстон.
- Не знаю уж, что и делать с вами, джентльмены, - ответил этот славный малый. - Ведь и в самом деле, должен же какой-то состав идти на Кингстон; придется мне взять это на себя. А ну, давайте сюда ваши полкроны.
Так мы попали в Кингстон по Юго-Западной железной дороге.
Впоследствии мы выяснили, что поезд, которым мы ехали, был эксетерский почтовый и что на вокзале Ватерлоо его искали несколько часов и никто не мог понять, куда он девался."


Все главы Большого путешествия по Бельгии и Нидерландам (2015 год)

Кое-что о Бельгии. 10 самых впечатляющих мест, которые мы посетили.

Не совсем обычный Амстердам

Сила маркетинга, или Брюгге - город завышенных ожиданий

В полях Фландрии маки заалели, или Город - мемориал Ипр

В тени аббатства Синт-Сикстус, или Как мы дегустировали пиво Westvleteren

И снова Северное море. На этот раз в Бельгии.

Самый уютный город Фландрии - Гент

Самый неголландский город Нидерландов - Маастрихт

Крошечная зарисовка об Антверпене

Затерянные в Арденнах: Динан

Ворота Арденн - Намюр

Лёвен: студенты, бегинаж и самый великий бельгиец








Comments

Popular posts from this blog

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 1: На высоте

В январе, когда все  уважающие себя тунеядцы едут зимовать в Ниццу (хотя wait, какая Ницца, тут вам не 1917-ый), мы отправились ознакомиться с французским Крайним Севером  - в Нормандию. Ла-Манш и летом не отличается особо горячим приемом - температура воды  обычно 16-17 градусов, а уж зимой откровенно бодрит и освежает. Но открывающиеся виды стоят любого замерзшего носа.

Байки из склепа, или Как мы гуляли по кладбищу Пер-Лашез в Париже

В сегодняшней главе помимо обычной лирики можно будет узнать немного полезностей "для чайника":  о наших поисках утраченного  пивного крафта в Париже, а также почему  сто верст для бешеной собаки не крюк (опыт  из разряда "дети, не повторяйте это дома" по маршруту аэропорт Бове-Париж-аэропорт Бове на общественном транспорте). Но все это позже, а сначала попотчуемся духовной  пищей. Чем бы вот вы, например, занялись зимой в Париже в холодный ветреный день?  Гусары, молчать Мы вот  пошли гулять на кладбище Пер-Лашез - последнее пристанище с самой большой плотностью известных личностей на кубический метр во Франции да и в мире - там ведь не только французы лежат, но и иностранцы, которым посчастливилось отойти в мир иной в Париже. Вообще, так много интуристов навсегда остались в гостеприимной французской столице (не только на Пер-Лашез, но и на кладбищах Монпарнас и Монмартр, например), что поговорка про "увидеть Париж и умереть" приобретает

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 2: Закат в Этрета

Я продолжаю обозревать наши приключения на берегах Ла-Манша. А для тех, кто любит, чтобы во всем был парадак - Начало нашего однодневного блицкрига из Парижа в Верхнюю Нормандию . Там же можно выяснить логистические подробности вояжа в Этрета: как добраться, как убраться, пароли, явки - вот это всё. Наверное, самый главный цимес этого городка, затесавшегося в долине среди 80-метровых скал, в том, что прошвырнуться по следам древних таможенников и наснимать красивых панорамных видов может всякий, это круглосуточная аттракция, а вот "пляжный отдых" (если можно так назвать прогулку вдоль северного пролива, хехе), доступен только во время отлива - с приливом пляжи и переходы между ними ныряют под воду, и горе тем, кто не успеет вернуться до боя часов ))) Ну а пока дно морское оголилось и являет миру почти марсианскую поверхность.