Skip to main content

Замки Закарпатья - любовь, героизм и забвение в одном флаконе



В этот  долгожданный, но унылый первый день весны (надеюсь, она не вся такая будет, как сегодня) поделюсь с вами настоящим южным летом. Хоть и не верится, но оно таки изредка случается, только нам до него еще дожить быох как далеко. Правда, есть благославенные места, где лето наступает раньше и  растягивается надолго. Одно из них -  украинское Закарпатье. Мягкий климат, горный воздух, виноградники в каждом доме и продукция их производства.... В общем, очень гостеприимный край. Правда, когда мы прошлым летом решили почтить его визитом  и после наконец спустились с гор, Закарпатье встретило нас уж слишком пламенно - за бортом было + 36. А мы как раз приехали культурно полюбоваться на развалины Хустского замка на вершине 150-метрового вулканического купола. В 3 часа дня :)) В +36 градусов, Карл. Ай молодцы! На самом деле это, как всегда, была моя гениальная идея, а Миша с Алесей - как  обладатели ангельской доброты и терпения к ближнему, согласились выбора у них все равно не было.



Виды сверху - беспроигрышный вариант, они никогда не подводят, хотя адски палящее солнце основательно портило картину.


Город Хуст в 1939 году даже был столицей Карпатской Украины (уникальное государство, просуществовавшее ровно 1 день). Именно здесь 15 августа 1939 года А. Волошиным была  провозглашена ее независимость, но недолго музыка играла -  в тот же день венгерские войска заняли город. Так что по всей Украине при желании можно найти давние и цветистые традиции сепаратизма. Сейчас это третий по населению город Закарпатья, расположен у подножья гор, в месте впадения  реки Рика в Тису.

 

Особенность украинского Закарпатья в том, что это пограничная область с кучей разных стран, и многие ее куски даже в XX веке не были в составе Украины  (так, Хуст был территорией то Венгрии, то Чехословакии), что уж говорить про более давнюю историю, там сплошные Венгрия с Румынией. Соответственно, национальный состав здесь чрезвычайно пёстрый, много памятников венгерским деятелям со свежими цветами и их же нац.флагами, часто названия улиц дублируются на нескольких языках, многие жители имеют паспорта соседних государств (хорошо хоть войска ввести не просят). Разговор людей на улице между собой я не поняла. Тем не менее  государственную принадлежность вроде никто не оспаривает.


От самого же замка осталось немного (у меня в кадр все не влезло, но остальное примерно так же выглядит)

 

Когда-то это была венгерская крепость-форпост, построенная в XI веке для защиты солевого пути из Солотвина и пограничных районов. В 1677 году, уже во времена Австро-Венгрии, замок был одним из центров венгерского восстания (о нем я буду подробно писать в посте о Мукачевском замке, крайне героическая и долгая история).



3 июля 1766 года во время грозы молния ударила в пороховую башню, взрыв страшной силы и пожар разрушили почти все постройки. Разрушения были так серьёзны, что ремонтировать ничего не стали. Руины попросту разобрали на стройматериалы. В 1798 году очередная гроза свалила башню в юго-восточной части замка, а в 1799 году была разобрана восточная часть замка для сооружения католического костёла и разных государственных домов в Хусте. Вот такой бесславный финал у когда-то славной крепости.



Еще один замок находится в 70 км от Хустского, и история его тоже печальна, хотя и не настолько, да и перспективы имеются какие-никакие. Это замок Сент-Миклош в Чинадиево (в 10 км от Мукачево). По-венгерски Берегсентмиклошивар :)))



Мои объективы не приучены по рождению снимать архитектуру вблизи, но я их упорно заставляю, выходит в основном так себе :) А вот как замок выглядит в приличной перспективе.


Сооружен в XV веке в романском стиле, толщина стен - более 1 м, кое-где и 2. Сейчас  сохранились 2 башни и бойницы под крышей, которые свидетельствуют об оборонном прошлом крепости. В стенах  обнаружены тайные проходы из комнаты в комнату, по которым можно обойти замок по периметру, однако некоторые ходы замурованы (мы по ним протискивались пригнувшись - это захватывающе). В конце антигабсбурской войны здесь  находилась венгерская повстанческая армия. В 1682 г. княгиня Илона Зрини,  вдова Ференца I Ракоци,  встречалась в Чинадиево с молодым героическим предводителем венгерских повстанцев Имре Текели. Встречи были тайными, так как за влюбленными бдила свекровь княгини София Батори. Говорят, Мукачевский замок, где жила Илона, и Сент-Миклош были соединены подземным ходом! После смерти свекрови Илона Зрини и Имре Текели  таки поженились, правда вместе смогли быть недолго. Эта история, в которую тесно вплелись любовь и  романтика, война и разлука,  - печальна до слез, я изучала ее по одному хорошему ЖЖ. Вольный пересказ будет в моем посте о Мукачево. Благодаря раскрутке именитой лав-стори  сюда приезжают туристы, и бывшая крепость теперь носит имя Замок Любви.


События последующих веков привели замок в запустение,  крыша провалилась,  что можно было разобрать -  разобрано и стырено. Последние хозяева - солдаты стройбата - выломали все дверные и оконные каменные карнизы - из них делали дорожные бордюры. Замуровывались двери, вместо них пробивались новые. Чтобы найти замку какое-нибудь применение, в него стали сваливать мусор, металлолом и ненужные конструкции из находящейся рядом автобазы. Но тут в 1999 году появился художник Йозеф Бартош, который увидел некий знак свыше и подарил замку продолжение истории. Он взял его в аренду у государства на 50 лет и стал восстанавливать с помощью энтузиастов-волонтеров. Украинское государство отнеслось к затее равнодушно, а вот Министерство культуры Венгрии пожертвовало на благое дело 1 миллион форинтов (5 тыс.$). Это конечно немного, основные средства на реставрацию художник со своей женой (с которой здесь же и познакомился, еще один штришок к любовному ореолу замка) изыскивают сами. Они выставляют здесь свои работы, продают их, проводят экскурсии, концерты камерной музыки. А также сюда приезжают романтически настроенные пары, желающие сочетаться узами брака в таком волшебном месте.


Выставки в полуразрушенном замке - это конечно сильное зрелище.

 

Сейчас восстановлена кровля, отреставрирован первый этаж, замок уже несколько лет играет роль художественного центра и является ячейкой международных пленэров  художников из Украины и Евросоюза. Вот здесь много фотографий убранства и экспозиции, портретной галереи хозяев, написанной Бартошем. А у меня, как обычно, своя модель :)



 

 Ну и меня дражайший супруг запечатлел

З

Зеркала следят за нами, 
Научившись даже слушать, 
Быть и мыслями, и снами, 
Искажая наши души. 
Тонут в зеркале желанья, 
Замедляются движенья... 
Нас отдали на закланье, 
Нас поймали отраженья...


Крайне романтическое место, меня Сент-Миклош зацепил больше всех подобных замков в Закарпатье. Благодаря художникам это не просто музей старины, в нем продолжается жизнь. Находится Чинадиево сразу на съезде с главной карпатской трассы Киев-Чоп, не доезжая 10 км до Мукачево. Найти его легко, поэтому будете в тех краях - загляните, не пожалеете.





На этом опусы о жарком Закарпатье не заканчиваются, будет еще пост об Ужгороде и Мукачево - главных городах региона, а также о том, как мы чудесно поматрасили в гостиничном комплексе Чарда под Ужгородом. Все-таки годный вышел отдых, особенно актуальный в свете непрекращающихся кризисов.


Мои рассказы об украинских Карпатах ( 2014-2015)

Каникулы на высоте 900 метров над уровнем моря
Украинские Карпаты: озеро Синевир
Украинские Карпаты: и дождь бывает красивым
Как нас пытали злые бандеровцы

Comments

Popular posts from this blog

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 1: На высоте

В январе, когда все  уважающие себя тунеядцы едут зимовать в Ниццу (хотя wait, какая Ницца, тут вам не 1917-ый), мы отправились ознакомиться с французским Крайним Севером  - в Нормандию. Ла-Манш и летом не отличается особо горячим приемом - температура воды  обычно 16-17 градусов, а уж зимой откровенно бодрит и освежает. Но открывающиеся виды стоят любого замерзшего носа.

Байки из склепа, или Как мы гуляли по кладбищу Пер-Лашез в Париже

В сегодняшней главе помимо обычной лирики можно будет узнать немного полезностей "для чайника":  о наших поисках утраченного  пивного крафта в Париже, а также почему  сто верст для бешеной собаки не крюк (опыт  из разряда "дети, не повторяйте это дома" по маршруту аэропорт Бове-Париж-аэропорт Бове на общественном транспорте). Но все это позже, а сначала попотчуемся духовной  пищей. Чем бы вот вы, например, занялись зимой в Париже в холодный ветреный день?  Гусары, молчать Мы вот  пошли гулять на кладбище Пер-Лашез - последнее пристанище с самой большой плотностью известных личностей на кубический метр во Франции да и в мире - там ведь не только французы лежат, но и иностранцы, которым посчастливилось отойти в мир иной в Париже. Вообще, так много интуристов навсегда остались в гостеприимной французской столице (не только на Пер-Лашез, но и на кладбищах Монпарнас и Монмартр, например), что поговорка про "увидеть Париж и умереть" приобретает

Зимняя высадка в Нормандии. Алебастровый берег. Часть 2: Закат в Этрета

Я продолжаю обозревать наши приключения на берегах Ла-Манша. А для тех, кто любит, чтобы во всем был парадак - Начало нашего однодневного блицкрига из Парижа в Верхнюю Нормандию . Там же можно выяснить логистические подробности вояжа в Этрета: как добраться, как убраться, пароли, явки - вот это всё. Наверное, самый главный цимес этого городка, затесавшегося в долине среди 80-метровых скал, в том, что прошвырнуться по следам древних таможенников и наснимать красивых панорамных видов может всякий, это круглосуточная аттракция, а вот "пляжный отдых" (если можно так назвать прогулку вдоль северного пролива, хехе), доступен только во время отлива - с приливом пляжи и переходы между ними ныряют под воду, и горе тем, кто не успеет вернуться до боя часов ))) Ну а пока дно морское оголилось и являет миру почти марсианскую поверхность.